Отличие человеческой от животной коммуникации:
1. Языковое общение людей биологически нерелевантно[4], т. е. незначимо в био отношении. Типично, что эволюция не сотворила особого органа речи и в данной функции употребляются органы, первоначальное предназначение которых было другим. Несомненно, речевое общение просит определенного физического снабжения, но данная материальная(артикуляционно-акустическая)сторона процесса общения не является физически нужной, в различие от почти всех явлений в коммуникативной деловитости животных. К примеру, в коммуникации пчелиного роя одним из средств связи, регулирующих поведение пчел, служит различение пчелиной маткой особенного маточного вещества и расположение его меж отдельными особями. Будучи коммуникативно весомым(т. е. являясь известием), различение маточного вещества владеет и био значимостью, это нужное звено в био цикле пчелиного роя. Био и совместно с тем знаковой релевантностью владеют запахи в коммуникации всех животных и насекомых; вздувшееся от икры брюшко самки рыбы-колюшки; выкройка порхания самки бабочки-перламутровки и остальные такие явления(тщательно см. : Степанов 1971, 27 - 32).
С био нерелевантностью процесса языкового общения у людей связана таковая царапина большинства языковых символов, как немотивированность формы знака сообразно отношению к его содержанию. Присутствие немотивированных символов - важное свойство семиотической системы. Чем более в некой семиотике немотивированных символов, тем больше коммуникативные способности таковой системы, В самом деле, обоснованность значит обоюдную предопределенность формы и содержания знака, их ограниченность друг ином. Немотивированность же оставляет рубежа содержания знака раскрытыми, дозволяет ему изменяться самостоятельно от формы знака. Ежели бы звуки речи вызывались физической необходимостью, т. е. были бы мотивированы биологически, то оглавление речи не могло бы вылезти за пределы инфы о био состоянии особи. Свойственна в данной связи скудость и неотчётливость семантики[5] междометий, на генном уровне связанных с невольными звуковыми реакциями человека. Ср. еще содержательную ограниченность хоть какой семиотики, основанной на подобии формы и содержания: надобность схожести делает неосуществимой знаковую передачу почти всех сущностей, не владеющих чувственно-наглядной выраженностью.
Био нерелевантность звучащей речи дозволила людям выковать вторичные средства кодировки языковой инфы - такие, как письмецо, алфавит Морзе, морская флажковая алфавит, рельефно-точечный азбука для письма и чтения слепых Брайля и т. п. , что увеличивает способности и незыблемость языковой коммуникации.
2. Языковое общение людей, в различие от коммуникации животных, тесновато соединено с познавательными действиями. У животных ориентировочные(познавательные)процессы разделены от тех устройств и органов, с поддержкой которых порождаются знаки-сообщения в коммуникации животных(коленце птиц, ультразвуки рыб, клики обезьян, рычание, лаянье, вой, мычание, клекот, шипение, брачные забавы, позы покорности, грозящие позы и т. п. ). Ориентирование проистекает в итоге работы органов эмоций, без роли коммуникативных систем. Единичный знак-сообщение животного появляется как реакция особи на случившееся явление, уже воспринятое(\"познанное")органами эмоций, и сразу как стимул к подобной реакции(либо к подобному эмоциональному состоянию)у остальных особей(к которым обращено известие). В таком известии недостает инфы о том, что вызвало этот знак, Л. С. Выготский заявлял, что напуганный гусак, смотрящий угроза и кликом поднимающий всю стаю, не столько докладывает о том, что он наблюдает, насколько заражает её собственным испугом(Выготский [1934] 1982, 18). При этом, к примеру, в стаде обезьян"звук угрозы станет одним и тем же на змею, черепаху, шорох в кустиках; буквально этак же звук благоденствия остается одним и тем же, относится ли он к появлению солнца, корма либо к возвращению в табун 1-го из его членов"(Тих 1970, 230 - 231). Следственно, коммуникативные процессы у животных не участвуют в отблеске находящегося вокруг и не воздействуют на преданность отображения. Составляющие обобщения и синтеза в познавательных действиях у животных еще не соединены с механизмами коммуникации.
Другая головка наблюдается в познавательной деловитости человека. Уже воспринятие, т. е. одна из первых ступеней чувственного знания, у человека опосредовано языком:". . . язык является как бы специфичной призмой, чрез которую человек"видит" реальность. . . проецируя на нее при поддержке языка эксперимент публичной практики"(Леонтьев 1972, 153). В большей степени на базе языка работают память, фантазия, интерес. Только велика роль языка в действиях мышления. Создание идеи представляет собой неотделимый речемыслительный процесс, в котором участвуют мозговые машины и мышления и речи,"Мысль не выражается, однако совершается в слове"(Выготский [1934] 1982, 307).
3. Языковое общение людей, в различие от коммуникативного поведения животных, характеризуется необыкновенным имуществом содержания. Тут принципиально не есть ограничений в семантике вероятных извещений. Вневременное, постоянное и сиюминутное, сплошное и личное, теоретическое и конкретное, разумное и эмоциональное, кристально информативное и побуждающее адресата к деянию - все мыслимые виды содержания доступны языку. "Язычок - это дееспособность заявить все"(А. Мартине).
В различие от высококачественной и количественной неограниченности содержания языкового общения, коммуникации животных доступна лишь экспрессивная информация(т. е. информация о внутреннем - физиологическом, физическом - состоянии отправителя известия)и информация, конкретно воздействующая на получателя известия(лозунг, возбуждение, опасность и т. п. ). В всяком случае это постоянно"сиюминутная" информация: то, о чем сообщается, проистекает в момент известия. Аналогично тому как в коммуникации животных невероятна информация"не о себе", этак неосуществим и"рассказ" животного о чем-то неизменном, вневременном, а еще о прошедшем либо будущем. Таковым образом, оглавление общения животных ограничено оперативной и только экспрессивной информацией - о происходящем лишь с соучастниками коммуникации и лишь во время коммуникации.
Что дотрагивается различной и жизненно принципиальной инфы вневременного либо длительного нрава(к примеру, инфы, дозволяющей отличить опасное, выискать съедобное и т. п. ), то у животных таковая информация передается на генном уровне. Этак достигается, с одной стороны, информационное снабжение обычного состояния популяции, а с иной - информационная ассоциация меж поколениями животных. Следственно, и в онтогенезе, и в филогенезе животных главная толпа инфы передается не в процессе коммуникативного поведения, однако сообразно генетическим каналам. Потомственное изучение эксперимента предшествующих поколений различается необыкновенной прочностью, но с сиим же соединены скудость и рутинность на генном уровне передаваемой инфы.
Для человечного сообщества типично другое соответствие био и общественной инфы. На генном уровне воспринятая информация существенна и в поведении человека, но определяющую роль - как в деловитости отдельной личности, этак и в жизни сообщества - играет информация, передаваемая в процессе языкового общения. В онтогенезе человека язычок и языковое общение выступают как главное лекарство овладения общественно-историческим экспериментом населения земли. В историческом масштабе это значит, что язычок, сберегая и передавая соц эксперимент людей, сводит поколения во времени и тем гарантирует беспрерывность и целостность летописи населения земли.
4. С содержательным имуществом человечного языка(в сравнении с системами связи животных)связан разряд необыкновенностей в его строении. Основное структурное различие языка людей от языков животных состоит в его уровневом строении: из звуков складываются доли слова(морфемы), из морфем - слова, из слов - предписания. Это делает стиль людей членораздельной, а язычок - содержательно емкой и совместно с тем малогабаритной семиотикой. Благодаря способности по-всякому соединять слова язычок предоставляет людям неистощимые ресурсы для выражения новейших смыслов.
В различие от языка людей, в био семиотиках недостает символов различного уровня, т. е. обычных и трудных, составленных из обычных. Этак, сообразно этим зоопсихологии, в языках обезьяньих стад употребляется возле 30 звуковых сигналов, соответственных 30 обычным обстановкам(значениям), при этом все знаки являются не разложимыми на важные составляющие. В определениях лингвистики разрешено заявить, что в коммуникации животных отдельное известие - это сразу и"слово" и"предложение", т. е. известие не распределяется на важные элементы, оно невнятно. Одноуровневое здание био семиотик ограничивает их оглавление комплектом исходных значений, так как трудные знаки(т. е. составленные из обычных)невероятны.
Одно из различий меж коммуникацией у человека и животных – это вероятность лжи. Особи снутри одной группы, возможно, не способны осмысленно гипнотизировать друг друга в заблуждение
|