Главная » Статьи » Семинары » ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН |
Исторические условия возникновения государств Древнего Востока. Термин «Древний Восток» применяется условно к большой географической зоне, включающей Египет, Междуречье, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду; субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы - образуют районы с плодородной почвой. Однако продуктивное земледелие, позволявшее накапливать избыточный продукт, становилось возможным только при создании единой ирригационной системы. Необходимость коллективного освоения земель во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но и политической организации. Потребность в консолидации усилий общин усложнила управленческие функции и привела к формированию надобщинных структур. В IV—III тыс. до н.э. древневосточные родоплеменные структуры уже трансформируются в протогосударства. В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь - от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, создаваемым за счет завоеваний своих соседей и аннексий. Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции в первых государственных образованиях выполняли либо жрецы либо племенные вожди. Постепенно эти протогосударства утрачивали черты родоплеменной, клановой организации. Чаще по воле сильнейшего они объединялись в крупные централизованные государства во главе с обожествляемым монархом, наделенным авторитарной властью. Такие государства, поначалу не всегда монархические, постепенно путем заключения союзов с другими государственными образованиями, племенами и их объединениями, но чаше в результате завоеваний складывались в большие относительно централизованные гоcyдарства. Это в немалой степени обусловливалось необходимостью поддержания в должном порядке единой на определенной территории ирригационной системы. По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства, в условиях сохранения политической самоизоляции сельских общин монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии. В древнем мире мощным интегрирующим фактором выступали военные завоевания. Зачастую именно завоеватели ускоряли процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты. Так, вторжение индоариев во II тыс. до н.э. положило начало древнеиндийской цивилизации в долине Ганга. В Древнем Китае возникновение раннего государства связано с завоеванием военно-политического союза Шань-Инь на рубеже XII-XI вв. до н.э. племенем Чжоу, которое сумело подчинить разноплеменное население и наладить эффективную административную систему. Итогом завоевательной политики Саргона Аккадского (2316-2261 гг. до н.э.) стало объединение всей Месопотамии в крупнейшую державу - Шумеро-Аккадское царство. Совершенствование системы гос.го управления, активная завоевательная политика неизбежно приводили к превращению древневосточных государств в империи. Империя - это сложное политическое образование, объединяющее население под началом жесткой централизованной власти. Важным обстоятельством в процессе образования государств Древнего Востока стало появление феномена «власти - собственности». Особенностью древневосточных цивилизаций являлось отсутствие полной частной собственности на землю и множественность владельческих прав на нее. Верховным собственником земли считалось государство в лице правителя, что нашло отражение в праве государства распоряжаться ею, контролировать земледелие и взимать с общинников ренту - налог. В странах Древнего Востока сложился мощный государственный сектор - царские и храмовые хозяйства. Часть земель передавалась аристократии, должностным лицам, воинам с правом распоряжения ими вплоть до продажи. Однако частное землевладение было обусловлено выполнением повинностей в пользу государства. Коллективным наследственным владельцем большинства земель выступала община, которая распределяла наделы между общинниками. Таким образом, земля и право на доходы от нее распределялись в соответствии с объемом власти и административным статусом между правителем, чиновничьим аппаратом, общиной в лице старейшин и непосредственных владельцев. Это привело к тому, что административный аппарат одновременно занял положение и социальной элиты. | |
Просмотров: 1551 | | |
Всего комментариев: 0 | |